Новости и события

Эволюция военных байков: от французских велосипедов Peugeot до мотоциклов M1NSK

Известная военная мудрость говорит: «Главное оружие конницы – ее конский состав». До начала первой мировой войны – это было основное средство передвижения войск. Однако содержание конницы удовольствие было не из дешевых, да и машин в то время было немного, поэтому приходилось довольствоваться тем, что было. С развитием техники, менялось и оснащение российской армии. Эволюционное развитие транспорта в войсках прошло от французских велосипедов, легких байков, до мотоциклов с коляской и машин. В настоящее время двухколесный транспорт используется только в пограничных войсках и МВД.

Самокатные войска

В конце 19 века был изобретен двухколесный велосипед. Вначале даже никто и поверить не мог, что он когда-нибудь войдет в армейский обиход. Но уже в 1890 году русским императором в армии была введена велосипедная езда – как основное упражнение по физической подготовке. Несмотря на скептическое отношение офицеров к этому виду транспорта, 9 июня 1891 года был издан приказ о формировании самокатных команд, тем самым велосипед стал обязательным атрибутом для войск, что помогло сделать солдат намного мобильнее.

В то время в русской армии основным средством передвижения стали французские велосипеды Peugeot. Они были удобны тем, что их легко можно было сложить, в случае ненадобности, и перенести за спиной, как рюкзак. В 1915 году в армии появился складной самокат системы капитана Жерара, но из-за своих больших габаритов и неудобной системы складывания, данный вид транспорта не прижился. Но все же, в то время появление в армии такого вида транспорта – это было своего рода настоящим прорывом.

История одного мотоцикла

С ростом технического прогресса росло и оснащение армии. В начале 20 века стали появляться первые мотоциклы. По своей конструкции – это были те же велосипеды, но моторизированные. Они не превосходили велосипеды ни по скорости, ни по грузоподъемности, а так как они еще требовали соответствующее сервисное обслуживание – поставки данной техники были приостановлены.

К началу Первой мировой войны, мотоциклы были усовершенствованы и уже не требовали к себе столь большого внимания как раньше. Здесь они прошли своего рода боевое крещение. Мотоциклы того времени были достаточно просты в управлении, имели маскировочную окраску, и даже вмонтированный пулемет. В основном мотоциклы имели одноцилиндровый двигатель объемом 350 куб. см. В 1916 году в русской армии насчитывалось 1344 мотоцикла и 3548 велосипедов. Основным поставщиком такого транспорта была Англия, 1 мотоцикл на то время стоил 68 фунтов – примерно 1105 рублей по курсу того времени. Во время Первой мировой войны для русской армии было закуплено 15 440 мотоциклов и 10 600 велосипедов.

Как видите, мотоциклы и велосипеды в военном деле приобретали все большую популярность, они были не только на снабжении боевых отрядов, но и главных военно-технических управлений.

Двухколесный воин Второй мировой

Во время Второй мировой войны основными средствами передвижения были мотоциклы. В СССР в состав каждого механизированного корпуса обязательно входил один мотоциклетный полк, которые в 1942 году были сформированы в отдельные мотоциклетные батальоны. Это была своего рода пехота, которая передвигалась к полю боя на мотоциклах. В основном поставки мотоциклов в советскую армию осуществлялись по ленд-лизу. За военный период было поставлено на вооружение армии 34 190 мотоциклов. И в основном это были мотоциклы марок Harley-Davidson и Indian. После завершения войны, мотоциклы были переоборудованы под гражданские нужды.

Первыми мотоциклами отечественного производства были модели Л-300 и ХМЗ-350. Харьковский мотоцикл модели ХМЗ-350 был своего рода копией Harley-Davidson, однако сильно уступал по качеству своему аналогу, поэтому производство его было свернуто. Но был налажен выпуск мотоциклов ИЖ-8, ИЖ-9 и Л-8.

Мотоциклы в военное время были отличным способом транспортировки боевой техники, служили средством связи, а также помогали оперативно доставить раненого бойца в госпиталь с места боя.

Мотоциклы в современной армии

Несмотря на то, что автомобиль сейчас – основное средство передвижения, мотоциклы не перестают пользоваться спросом в армии.

Например, в США – мотоцикл модели Bradley M3 отлично используется в разведке. Мотоцикл оснащен пулеметом и пятью винтовками. Разведчик с его помощью может быстро передвигаться, можно легко осуществить транспортировку на вертолете, а также его просто спрятать и замаскировать. Дальнейшие разработки ученых помогли создать электромотоциклы, например, Zero MMX. Ноу-хау этой модели – бесшумное передвижение, практическое отсутствие выделения тепла, а работать силовая установка, будет даже при полном погружении мотоцикла в воду.

В российской армии в настоящее время мотоциклы активно не используются. Для выполнения определенных специфических задач на вооружении присутствует небольшое количество моделей M1NSK. Российским военным ведомством два года назад планировалось возобновить поставки байков на вооружение. Однако договоренности не было достигнуто, и закупка мотоциклов прекратилась.

Все новости